Рассказываем об итогах тестов моделей лыж сезона 2024-2025, представленных в нашем магазине.
Итак, нам удалось провести тесты лыж некоторых брендов, представленных в магазинах Альпиндустрия.
Не скажу, что это мероприятие соответствовало “канонам”, но ребята, занимающиеся продажами снаряжения, получили собственный опыт и фидбэк от товарищей. На основании этого можно давать обоснованные советы покупателям, не только пересказывая информацию, полученную с сайта производителя, других интернет-ресурсов, ну или от меня лично, старого тест-пилота Альпиндустрии.
Важно и то, что уровень катания различался от начального (конвертирующиеся сноубордисты) до инструкторов высших категорий.
Тем не менее все пришли к единому мнению в выборе наиболее понравившихся моделей. Лыжи в тестах не представляли какую-то одну категорию: это были и фрирайд-универсалы, и фритуринг, и чистый фрирайд. Это были и направленные лыжи, и с серединной постановкой креплений, но все модели сезона 24-25.
Результаты тестов сведены в таблицу, представленную ниже, оценка производилась по 10-бальной шкале, чтобы избежать плюсов и минусов, добавляемых к цифрам, критерии были выбраны в соответствии с актуальным состоянием снега: жёсткие трассы и околотрасье не в лучшем виде, последний снегопад недели две назад. На самом деле в таких условиях райдеры вынуждены кататься 90% своего времени и не все хотят возить с собой по несколько пар подходящих лыж.
Немного пояснений по выбранным категориям оценки.
Резанные повороты (цепкость канта) и повороты со сбросом (возможность легко пустить лыжу в дрифт) по идее должны оцениваться в малом и большом радиусах.
По скоростной стабильности надо пояснить, что это не та ситуация, когда лыжник гасит по прямой или почти по прямой, и у лыж вибрируют рокернутые концы (таким товарищам посоветуем научиться держать лыжу на канте). Мы говорим о недостаточной скоростной стабильности, когда лыжа, находясь на канте, срывается из дуги по причинам продольной или торсионной мягкости, или маленького собственного радиуса, или высокой скорости, или несовместимости всех перечисленных факторов.
Чуткость к управляющим импульсам райдера – то, насколько быстро лыжа реагирует на продольную работу лыжника: тут многое зависит не только от лыжи, но и ботинка, а также мастерства того, кто в ботинках.
Прощает ли лыжа ошибки – обычно под ошибкой понимается задняя стойка, причём в ненужный момент. Если лыжа обладает высокой продольной и торсионной жёсткостью пятки, то вместо того, чтобы вывезти в повороте, она несётся ракетой вниз. А бывает и так, что мягкий носок при излишнем давлении в него перекидывает ездока через себя.
Стабильность в разбитом – это то, насколько чётко лыжи пробивают свой путь в мягком или жёстком расколбасе.
На самом деле, нет чёткого понимания, что же такое “игривость”: каждый понимает это по своему. В целом мы называем игривостью возможность “повалять дурака”, попробовать что-то, что не пытался сделать раньше. Обычно лыжи с ньюскульной (центральной) постановкой креплений считаются более “игривыми”. Поэтому на полюсах этой шкалы лежат с одной стороны парковые полные твинтипы, а с другой – направленные большерадиусные фрирайдные модели.
С универсальностью, думаю, более-менее понятно: возможность катать одну пару всегда и везде.
Итак, к результатам тестов.
Тянуть резину не будем, начнем с победителей. Как я предполагал, ребятам понравятся по две модели из новых коллекций Scott и Movement.
У Scott это Sea 98 и Sea 108, у Movement – Fly 95 и Fly 105. Модельные ряды Sea выпускаются без каких-либо изменений (даже цвета) с прошлого года (и тогда же мы начали их продавать), но в прошлом сезоне они ещё оставались в тени наших наиболее успешно продававшихся (заслуженно) OGSO Diablo и Spencer. Серия Fly вновь пошла с прошлого года, но у нас появилась только в этом, с небольшими изменениями в графике. Но с прежними Флаями, если не ошибаюсь, 10-летней давности, новые общего имеют мало.
Сначала поговорим о более узких моделях обоих брендов, в практически одинаковых ростовках (в тестах около 178 см) у Fly 95 был заявлен собственный радиус в 14.5 м, а у Sea 98 –17 м, поэтому скоростная стабильность у Скота чуть выше, зато резанные повороты малого радиуса Флая как у топовых трассовых универсалов. Как вы поняли, цепкость кантов обеих моделей на жёстком и даже льдистом фантастическая. В таких условиях не мешает даже довольно длинная пятка моделей, не мешает она и в мягком разбитом, не будет она закусывать и в целине (с такой шириной талии смысла нет катать паудер глубже 15-20 см). Любителям классической постановки креплений могу посоветовать сдвинуть крепы на 1-2 см назад от рекомендованной метки, ну или учиться кататься в центральной стойке.
Если совсем коротко, то обе модели стали нашими фаворитами в этом сезоне.
Теперь немного об их более широких собратьях, которые являются средними по ширине в своих линейках. Самые широкие 115 мы сейчас не катали, не было подходящих условий. И у Scott и у Movement в этой длине и ширине собственные радиусы поворота по 19 м: понятно, что они не особо резвые, но цепкость и скоростная стабильность на высоте. По-прежнему считаю, что суперуниверсалы должны иметь талию от 100 до 110 мм.
В эту категорию по идее должен попадать OGSO La Voute (в тесте 178 см) , собственный радиус 15м (!!) при ширине 102 мм. По всем параметрам – лыжа мечты, но, как выразился один наш соревновательный райдер, “шикарная лыжа для первой десятки участников FWQ”. Абсолютно бескомпромиссный болид, на канте подобна слаломке, сорвать в дрифт очень сложно, супержёсткие продольно и торсионно, в этом сравнима с первой итерацией DPS Koala 118. Только Коала хорошо дрифтила и резала только большим радиусом. Один слой титанала по всей длине виден сразу, но где-то там и второй. Им бы пяточку помягче, и это решило бы многие проблемы!
Теперь к бренду Zag, в тесте три модели – Slap 104, Slap 98, Mata.
Slap 104 понравился ребятам меньше, чем соответствующие модели у Скота и Мувмента, и я было уж согласился с этой оценкой, так как всегда считал модели бренда усредненно хорошими, но без вау-эффекта (как Ogso Spencer) , но потом решил попробовать Slap 104 сам. Не ожидал от такой продольно мягкой лыжи подобной цепкости канта и скоростной стабильности на жёстком. В целине и разбитом пока не катал, но могу предположить, что лыжа будет некомфортна только на высоких скоростях. В целом лыжа очень понравилась, чего не скажу о Slap 98, они особого впечатления на меня не произвели. Но другие тестеры со мной совершенно не согласны (а их было всего двое!), причем одна – топовый инструктор, а другой – начинающий лыжник из сноубордистов. Пока вот такие разнонаправленные мнения и уточнить оценку теперь не можем, добрые люди лыжу нам сломали, печаль.
И третий представитель бренда Mata. Через 20 лет производители вернулись к классу фанкарвовых универсалов, на этом витке развития они стали шире и, скажем так, твинтиповей. У каждой такой модели есть какая-то своя фишечка: Black Crows Mirus Cor – с хвостиком, Mata ассиметрично выглядящая, в отличии от своих предшественников Fischer Radarc или Scotty Bob, у которых ассиметрия была реальной: на разных сторонах различные радиусы и длины эффективного канта (по вполне объяснимым причинам).
Ogso и Movement тоже решили не отставать от тренда, и в их коллекциях появились похожие по ходовым характеристикам “узкие” универсалы: Ogso Le Touno с радиусом в 16 м ( а не 18 м, как стоит на самой лыже) на ростовке 172 см и с талией 87 мм, у Movement это Revolution 88 (понятно, что талия 88 мм, радиус 14.5 м в длине 173 см) , ранее у производителя была аналогичная линейка Beyond, но Revolution оправдал название: он уровнем выше. К сожалению, этих двух моделей в тестах не было, думаю, что ребята оценили бы их выше, чем Zag Mata, который получил, на мой взгляд, излишне высокие оценки. Понятно, что на трассе узкая лыжа в прямом сравнении всегда выигрывает у более широких конкурентов.
В заключение хочется добавить о том, что стало в этом сезоне со Спенсером и Диабло от Ogso. Производитель, сохранив проверенную годами геометрию, изменил профиль: удлинил жёсткую кэмберную часть и уменьшил вес, теперь модели называются соответственно Big и Grizzly. В результате увеличился собственный радиус поворота и пропала уникальная игривость этих двух моделей, суперцепкость канта осталась, и появилась высокая скоростная стабильность на жёстком и разбитом. Но любили-то все эти модели за игривую универсальность! В тестах Grizzly был 186-го роста, Big той же длины, но катал его всего один человек и я, но совсем немного, поэтому его актуальная оценка иррелевантна. Покатав Big подробней, а также модели с талией в 115 мм, дополню эту статью.
название модели | резанные повороты | повороты со сбросом | стабильность скоростная | чуткость | прощают ли ошибки | стабильность в разбитом | игривость | универсальность | общая оценка |
Scott Sea 98 | 8.5 | 9.1 | 8.4 | 8 | 8.4 | 9.1 | 8.6 | 8.3 | 8.6 |
Scott Sea 108 | 7.4 | 9.4 | 8 | 7.6 | 9.1 | 8.6 | 9.1 | 8.3 | 8.4 |
Ogso LA Voute | 8.1 | 6.7 | 9.4 | 7.6 | 5.3 | 9.3 | 5.3 | 6.5 | 8.3 |
Ogso Grizzly | 6.6 | 6.7 | 7.6 | 6.1 | 7.3 | 7.6 | 6 | 6 | 6.7 |
Movement Fly 95 | 8.5 | 8.6 | 7.8 | 8.9 | 8.6 | 8 | 9 | 8.3 | 8.5 |
Movement Fly 105 | 9.1 | 8.3 | 7.7 | 7.9 | 8.1 | 8.6 | 8.3 | 7.1 | 8.1 |
Zag Slap 104 | 7.2 | 7.0 | 7.1 | 7.1 | 7.2 | 7.6 | 6.1 | 6.6 | 7 |
Zag Mata | 8.7 | 8.3 | 8.3 | 8.7 | 6.9 | 7.7 | 7.4 | 6.1 | 7.7 |