
Владимир Храбовченко
Лыжный гид Ассоциации горных гидов России (АГГР), инструктор Российского лавинного центра, член Канадской лавинной ассоциации, инструктор по горным лыжам и сноуборду, канд. геогр.наук, доцент
В далеком апреле 2016 года в Приэльбрусье проходил курс скитура для первого набора школы гидов АГГР. У нас были ролевые игры: поочередно каждый в группе работал гидом, остальные изображали его гостей, а преподаватель из канадской школы гидов (ACMG), имеющий статус ещё и инструктора лавинных курсов Avalanche Canada, модерировал обучение и разбирал ошибки.
Спустя годы, когда я сам стал преподавателем школы гидов, понял, что цель была вывести нас из зоны гидского комфорта, «чтобы помочь пережить самый тяжелый день гидской карьеры».
В тот день на Эльбрусе была подходящая для выхода из зоны комфорта отвратительная погода: метель и плохая видимость. Лавиноопасность по нашей оценка была «значительная», были возможны ветровые доски размера 2-3.
Основной и запасной планы дня, которые мы готовили до полуночи, не сработали: верхние очереди канатки были закрыты. И мы пошли по тут же импровизированному плану от Кругозора на ледник Гарабаши.
Внезапно Марк, техдиректор ACMG, прервал очередное лидирование и сказал что-то типа «пусть Акелла покажет, на что способен», и вперед выпустили меня. До этого мы шли в молоке, используя handrailing – ориентировались на провода и опоры ВЛ. Мне была поставлена задача уйти от ВЛ через морены и спустить группу по леднику Гарабаши.
Все, что тогда я знал об этом месте, – где-то здесь на ЧР по фрирайду 2009 г. в большой лавине погиб Эльдар Золотарев. Этот факт тогда психологически сильно давил на меня, пока мы шли по навигатору с набором высоты до гребня морены.
Под ногами вниз уходил склон крутизной около 30 градусов и терялся в тумане.
"Какой план ? Мы мерзнем и хотим кататься", - давил на меня Марк. "Надо выкопать шурф", - проблеял я, надеясь выиграть время и рассмотреть склон в разрывах облаков.
Оставили группу за камнем в укрытие от ветра, и я начал копать так усердно, что лопата вылетела из рук и пришлось сходить за ней. Компрессионный тест ничего не дал - RP(M).
Марк прессинговал, давил на меня психологически, вопросами пытаясь получить однозначный ответ: едем или нет. В голове у меня был сумбур эмоций и страхов: «в чат ворвалась паника».
Внезапно Марк закричал «Wowa, look!” В разрыве облаков стал виден угол и подошва склона. Склон был менее 50 м длиной, равномерно выполаживался и максимальный размер лавины, которая могла сойти (1), был не опасен.
Мы проехали склон пологим траверсом одновременно, с дистанцией, на камусах, но с пристегнутой пяткой, чтобы снизить подверженность и вероятность падения.
На разборе Марк разгромил мое «принятие решений» на основе эмоций и историй. Он рекомендовал практиковаться в незнакомых новых районах, склонах, маршрутах и рельефах. Используя скалолазную терминологию, гид – это тот, кто может вести группу онсайт.
Урок был усвоен: за оставшийся и следующий сезон я отработал на фрирайде и скитуре сразу девять (!) новых для меня горных районов на Кавказе (Софийское ущелье в Архызе, Цей в Осетии, Казбек, Гудаури, Бакуриани, Годердзи в Грузии, Цахкадзор и Джермук в Армении, Кыртык в Приэльбрусье).
Везде вел наблюдения за погодой и лавинами и заполнял AM и PM формы опасностей и анализа рисков. Это позволило закрепить в голове систему принятия решений и придало уверенности в принимаемых решениях на лавинном рельефе.
Результатом стало лестное приглашение экспертом по лавинной безопасности в команду Оргкомитета Кубка России по фрирайду на этап на Мамае в декабре 2018 года.
На собеседовании:
- Что умеете делать ?
– Могу копать.
– А еще ?
– Могу не копать.
– А лестницу, к примеру, можете сделать ?
– Могу, но долго копать придется.
Снежный шурф многими фрирайдерами и неопытными гидами воспринимается как панацея, точнее, как cargo культ, в ответе на вопрос «ехать или нет».
Для справки: Карго-культ (от англ. культ грузов) – термин, обозначающий поверхностную имитацию чего-либо, без глубинного понимания причинно-следственных связей в надежде получить схожие с объектом копирования результаты.
Это происходит по двум причинам:
До обучения в школе гидов на лавинном и скитурном курсах у преподавателей Canada Avalanche association я был именно таким. Не знаешь, что делать? Выкопай шурф! Выкопал? А теперь знаешь ? Не уверен..
«Очень часто множество информации можно собрать, даже не прикасаясь к лопате» (Б. Тремпер «Как остаться в живых на лавинном рельефе», с.215).
Шурф – всего лишь один из способов получения информации о строение снега в месте выкапывания. Обратите внимание – результат теста на стабильность снежного покрова будет актуален для места расположения шурфа. Более того, вполне может быть, что в паре метров в сторону результат теста будет другим. К примеру, так бывало на лавинных курсах, где несколько шурфов выкапывались на одном склоне.
Вся информация, необходимая для принятия решения о спуске, по приоритету делится на 3 класса (Avalanche handbook, p. 166):
Обратите внимание - у вышеуказанного Б. Тремпера «несколько шурф-тестов в репрезентативных местах» стоят только на четвертом месте и имеют значимость 80% в таблице 6.7 (с. 238).
Первую тройку и значимость 100-95-90% имеют наблюдения лавинной активности и «стреляющие трещины».
Помните старую гидскую поговорку : «если снег – проблема, то рельеф - решение». Грамотный выбор рельефа позволяет управлять лавинным риском с учетом подготовки группы.
Имеет смысл копать, когда вы четко знаете, что хотите найти и узнать.
Чаще всего регулярно копать шурфы необходимо для установления территориального распространения слабого снежного слоя в привязке к высоте, солнечной и/или ветровой экспозиции, подстилающей поверхности. А после установления привязки, для оценки динамики процессов развития снежных кристаллов в слабом слое – в сторону огранения или округления.
Другой случай, когда надо копать регулярно, в районах с очень вариабельным снежным покровом, где часто меняется направление ветра и снегопады сопровождаются сменой направления ветра. Например, в Хибинах.
Номер заказа:
Если возникли вопросы:
1000 баллов на дисконтную карту
Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.
Авторизация
Всего:
0 товаров
Всего:
0 товаров
0 товаров на сумму | 0 ₽ |
---|---|
Итого без учета доставки: | 0 ₽ |
Итого: | 0 ₽ |
01. контактные данные
02. Информация о доставке
03. дисконтная карта и промокод
Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.
У вас нет карты? Оформите прямо сейчас
Промокод активирован
Номер карты:
Доступно баллов:
из
04. Информирование по заказу
05. Оплата
Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽
0 товаров на сумму | 0 ₽ |
---|---|
Итого без учета доставки: | 0 ₽ |
Итого: | 0 ₽ |
Подарочный сертификат