02.08.2023

Навигация в горах - карты, GPS приемники и полезные программы

22 минуты на чтение

Сергей Корниенко

VK TG

Успех похода во многом зависит от работы с картами и планирования маршрута. Расскажем, какими сервисами и программами пользоваться для того, чтобы ваше путешествие было продуманным и безопасным.

Еще каких-то двадцать-тридцать лет назад поиск карт и описания горных районов был довольно нетривиальной задачей — в продаже были доступны только путеводители по самым популярным маршрутам, а если вы собирались в нехоженый район, то в поисках информации обращались в местные турклубы и хорошо, если она там оказывалась — съездить в соседний город, чтобы перерисовать схему нужного хребта было вполне обычным делом. Конечно, сейчас многое изменилось — мы привыкли искать нужную информацию в интернете, в конце летнего сезона восхождений онлайн библиотеки турклубов пополняются новыми отчетами с описаниями и фотографиями. Работа с картами и планирование маршрута, безусловно, стали сильно проще. Тем не менее, от того, насколько хорошо будет проведена эта работа, во многом зависит успех всего мероприятия. В этом материале пойдет речь о картах и навигации в горных походах. Мы поговорим о картах, работе с электронными картами, программах для навигации и о работе с GPS приемниками.


Совмещая полезное с полезным. Хорошо, когда на работе есть цветной принтер. Листы будут склеены, проклеены скотчем, получится отличная туристическая карта. 

Топографические карты, карты Генштаба СССР и ГГЦ

Итак, какие карты годятся для планирования похода? Если, например, мы пойдем в ближайший книжный магазин и купим там атлас автодорог европейской части России, может ли он нам пригодится? Такого рода карты годятся только для сбора первичной информации — посмотреть какие ближайшие города находятся в районе нашего похода, посмотреть, до какой станции покупать билет на поезд, прикинуть варианты заброски — выброски. Для планирования маршрута в горах нам в первую очередь необходимо понимать рельеф местности, поэтому наличие на карте горизонталей (изолиний) будет обязательным условием — по ним можно оценить рельеф местности и крутизну склонов. Естественно, необходимо понимать характер склонов — нам будет нужна информация о каменных россыпях и сбросах. Нас интересуют горные вершины и перевалы, естественно с указанием их высоты. Грунтовые дороги и тропы, реки, ручьи и родники, границы зон леса и альпийских лугов, морены и ледники – чем подробнее будет карта, тем удобнее нам с ней будет работать.  Детализация карты напрямую зависит от её масштаба — чаще всего используются пятисотметровки, километровки и двухкилометровки. Первые достаточно хорошо детализированы, но если вы планируете брать их с собой, то объём бумаги может вас неприятно удивить. Пятисотметровки удобнее всего использовать для построения маршрута, а брать с собой лучше километровки, на которых при необходимости, можно отметить нужную информацию.

Бумажные карты популярных туристических районов можно купить в профильных магазинах и на сайтах, например, вот такие: карты. Хотя гораздо чаще на просторах интернета можно встретить карты Генштаба СССР. Как становится понятно из названия, эти карты создавались во времена советского союза, делались в первую очередь для нужд армии, имеют отличную для своего времени деталировку и вполне подходят для нужд туристов, но перед тем, как начать их использовать необходимо прояснить несколько моментов. Основной заключается в том, что эти карты не обновлялись больше тридцати лет - для глухих районов они вполне годятся, но вблизи крупных городов уже полностью бесполезны. Второй момент состоит в том, что на этих картах не обозначались военные гарнизоны и закрытые города, поэтому уже на местности есть риск неожиданно упереться в глухой забор. Карты ГГЦ — карты государственного ГИС центра (Географические Информационные Системы) по сути являются аналогом карт генштаба, но более современные и актуальные.

А вообще, есть ли смысл в поиске бумажных карт? Одно только измерение расстояния того же дневного перехода, без курвиметра, отнимает массу времени, а для того, чтобы найти координаты нужных объектов все равно придется открывать интернет. Бумажные карты хороши для планирования на самых ранних этапах — помедитировать на предполагаемый район, прикинуть варианты прохождения, места старта и финиша, заброску. Детальную проработку маршрута гораздо удобнее делать за компьютером. Тем более, что в итоге вы можете самостоятельно распечатать карту любого необходимого вам района, в любом масштабе и со всеми нужными вам пометками. О том, как это сделать, речь пойдет в следующем разделе.

Онлайн ресурсы: OpenStreetMap, Nakarte.me, Manymap и другие

Так вот, если мы сядем за компьютер и откроем Яндекс карты, могут ли они нам помочь в подготовке маршрута? Не сильно больше, чем тот же атлас автодорог. Эти карты создавались для навигации по дорогам общего пользования, акцент в них сделан на городскую среду: разработчиков больше интересует организации в офисном центре, чем горные тропы — это и понятно, у этих карт совершенно другая целевая аудитория. Тем не менее и от них есть некоторая польза — посмотреть расписание общественного транспорта, узнать, где находятся нужные остановки, прикинуть время в пути, все это очень удобно делать с помощью Яндекса. Если вы забрасываетесь на место старта на своей машине, то с помощью фотографий пользователей можно оценить реальное состояние дорог, по которым придется добираться и прикинуть их проходимость. Конечно, при разработке маршрута нам нужны специальные ресурсы. Начинать разговор необходимо с OpenStreetMap.

www.openstreetmap.org – это проект по созданию всеобъемлющей топографической карты мира. Его основатель, Стив Кост, был вдохновлен идеей Википедии и задумал создать аналогичный проект в области онлайн картографии. OpenStreetMap аналогично Википедии развивается благодаря усилиям энтузиастов. Когда вы впервые открываете сайт, вы увидите карту с довольно посредственной детализацией. Необходимо понимать, что OpenStreetMap нужно рассматривать не сточки зрения карты, это скорее огромная база топографических данных, к которой открыт доступ для всех желающих. Если вы смаштабируете карту на интересном для вас районе, справа, во вкладке «слои» включите «данные карты», теперь все линии и точки на карте стали синего цвета и что самое главное, теперь они кликабельны и доступны для просмотра. Собственно, это и есть база данных. Люди, которые ходили в этом районе, записывали треки, отмечали места стоянок, седловины перевалов, одним словом, собирали информацию о районе, а затем выкладывали ее на сайте. Кликнув по какому-либо объекту, слева появится окно с его описанием. Вверху будут координаты объекта, если это тропа, то это будет набор точек, можно посмотреть, когда в последний раз вносились правки и соответственно оценить актуальность информации. Если автор постарался, то можно встретить полноценное описание объекта, но чаще всего используется набор «тегов», в которых зашифрована основная информация. Смысл тегов интуитивно понятен, но как правило они тоже кликабельны, и вы всегда можете посмотреть их расшифровку. И самое главное, вернувшись из похода, вы можете открыть сайт, дополнить описания и добавить свои точки, пополнив туристическую копилку знаний.


Фрагмент OpenStreetMap с включенными данными карты. Рыжим выделена точка – стоянка на седловине перевала Ирикчат. Слева можно посмотреть описание точки – координаты, дата последнего изменения и другое.

Если OpenStreetMap больше подходит для сбора и проверки информации о маршруте, то непосредственно для работы с картами и собственно подготовки плана похода нам поможет портал www.nakarte.me. Это абсолютно бесплатный сайт, не требует регистраций и подписок, позволяет не только просматривать различные карты, но и строить маршруты, подгружать и редактировать треки. 
В правом верхнем углу сайта можно посмотреть доступные варианты карт — в качестве основной используется OpenStreetMap, там же доступны ее различные слои OpenTopo, OpenCycleMap и другие. Если вы привыкли к картам ГГЦ они так же доступны в трех масштабах, карты генштаба, спутниковые снимки там тоже можно найти. Открыв настройки блока можно посмотреть все доступные варианты карт. Обратите внимание на очень полезную вкладку Mountain Passes – сайт позволяет подгрузить на карту каталог перевалов турклуба Вестра, так сразу на карте будут видны категории перевалов, а кликнув по названию вы попадете на сайт турклуба с описанием этого перевала и со списком доступных отчетов о походах, где он упоминается. 
В правом нижнем углу находится блок работы с треками. Вы можете подгружать на сайт свои треки, изменять их, объединять несколько треков в один и выгружать их потом обратно на компьютер. Верхний левый угол — в нем сгруппированы основные инструменты: линейка которая позволяет рисовать треки и попутно измерять расстояние, можно включить координатный курсор, он будет показывать координаты объектов на карте. И наконец левый нижний угол, там находиться блок печати карт — можно выбрать масштаб и размер бумаги, а дальше спокойно сохранить нужные листы, распечатать их на принтере и у вас на руках будет готовая карта.


Страница nakarte.me: развернуты все блоки, для большей наглядности включен слой opentopo. 

Сайты manymap.io, Plotaroute.com по функционалу во многом аналогичны порталу nakarte.me, но в них, во-первых, реализована возможность автоматически строить трек по тропам, а во-вторых, в них можно создать личный кабинет, где можно хранить отредактированные треки и обмениваться ими с другими пользователями.

Мобильные программы для навигации

Итак, достаточно ли распечатать хорошую карту и просто положить её в рюкзак? Конечно нет, с бумажной картой нужно работать. Проще, если ваш поход проходит в зоне среднегорья — пространство открытое, долины хорошо просматриваются и здесь сложно заблудиться. В условиях Хибин, Южного Урала или Алтая, где часто приходится спускаться в зону леса, сверятся с картой приходится гораздо чаще. Что бы упростить себе оперативную навигацию на местности уже давно используются различные GPS навигаторы. Конечно, на маленьком экране не удобно рассматривать весь район целиком, поэтому если вам придется перестраивать маршрут на ходу, лучше это делать с опорой на традиционную карту, а вот для ориентирования на местности в режиме реального времени эти устройства очень удобны: они не только показывают ваше местоположение на карте здесь и сейчас, но и подскажет расстояние и направление до любой интересующей вас точки — седловины перевала, стоянки или родника. Навигатор записывает пройденный вами маршрут и может вернуть вас по нему обратно к месту старта — если вы вышли на восхождение и не успели в погодное окно, по собственному треку можно вернуться обратно в лагерь практически след в след. В условиях низкой видимости, на сложном рельефе, это очень полезная функция. Не говоря уже о том, что вы можете заранее загрузить треки в навигатор и перемещаться по ним, что в целом упростит вам навигацию на маршруте.

Естественно, возникает резонный вопрос, можно ли использовать мобильный телефон в качестве навигатора? В целом да, но есть нюансы: в первую очередь, это касается приема сигналов спутников — в густом лесу, оврагах, в сильный снегопад, телефон может терять сигнал спутника. Второе, это вопрос энергопотребления — у телефона оно априори выше и как минимум нужно следить за расходом энергии, а в целом неплохо запастись павербанком. И наконец, нужно решить вопрос сохранности прибора, а именно обзавестись ударопрочным чехлом и в целом стараться не повредить устройство. Если вы планируете радиальные выходы или простой поход на два — три дня, то смартфон вполне может заменить вам навигатор. Для многодневных походов и тем более восхождений гораздо лучше приобрести специализированное устройство.

На текущий момент одно из доступных и самых популярных картографических приложений для телефона это OrganicMap. Приложение построено на основе карт OpenStreetMap, полностью бесплатно, и имеет очень простой и интуитивно понятный интерфейс. Вы можете загрузить любое количество карт, в приложении они разбиты по областям, можно загружать сторонние треки и точки, строить маршруты, а также вносить изменения на карту. Приложение не требует особых настроек, в меню вы можете скачать нужные вам карты, в верхнем левом углу в настройках слоев включить изолинии и можно пользоваться.

Тем, кому хочется больших возможностей можно порекомендовать GuruMapPro – у этого приложения гораздо больший функционал, оно позволяет подгружать разные карты, накладывать слои, редактировать и сохранять треки. Нужно понимать, GuruMapPro это платное приложение, его бесплатная версия GuruMap имеет очень усеченный интерфейс и ограничения на загрузку карт, треков и маршрутных точек. Для новых пользователей есть бесплатный семидневный период, когда вы можете попробовать полную версию.


Озеро Сылтран – Кёль и окрестности, в Приэльбрусье. С лева на право OrganicMap, GuruMap и Яндекс карты =) Информативность разных программ на лицо.

Портативные GPS навигаторы

Это специализированный инструмент для определения своего местоположения и ориентации на местности. Все они выполнены в ударопрочном и влагозащищенном корпусе. Когда мы говорим навигатор, то подразумеваем устройства Garmin - эта компания не монополист, но абсолютный лидер по числу проданных туристических навигаторов, поэтому рассматривать американские приборы Magelan или отечественные RGK в ввиду их малые количества мы не будем, а сосредоточимся на Garmin.

В целом не имеет значения, какую модель вы выберете, интерфейс меню и логика управления у всех туристических навигаторов Garmin одинаковая. По аналогии с мобильным телефоном, управление навигатором интуитивно понятно, на некоторых моментах настройки стоит заострить внимание. Первый раздел, это Система: во вкладке «Спутниковая система» доступно три варианта — GPS, GPS + Glonass и Демо режим. Разницы между первыми двумя нет никакой, а в демо режиме устройство отключает антенну и перестает искать спутники. Соответственно первые два режима используются для навигации, а демо режим можно включать, когда вы настраиваете устройство, например, когда дома загружаете карты и треки. Обратите внимание на раздел «Тип батареи» - выбирайте в зависимости от того, какой источник питания вы используете, это влияет на корректное отображение остатка заряда. В разделе «Режим USB» выберите накопитель — это понадобиться в будущем, когда будем загружать на устройство карты и треки. В разделе Экран можно настроить цветовые схемы, таймер подсветки, а также активировать режим экономии энергии. Аналогично в разделе Тоны, можно настроить звуковое сопровождение. В разделе «Карта» можно выбрать размер шрифта, количество полей данных, а в дополнительных настройках выбрать уровень детализации карты. В разделе Треки, во вкладке «Путевой Журнал» можно выбрать вариант записи трека: не записывать, записывать, но не показывать на карте или записывать и показывать. В разделе Архивация можно выбрать вариант сохранения трека: при заполнении, еженедельно, ежедневно. Этот раздел важен, если вы планируете после похода сохранить свой трек и как-то с ним работать. Если выбрать вариант «при заполнении», то устройство будет архивировать треки по заполнении оперативной памяти. В итоге вы можете получить мешанину из разных треков с разных походов, с которыми невозможно работать. Удобнее выбрать вариант ежедневно — так навигатор будет сохранять трек каждый день, а дата сохранения будет именем трека. Треки сохраняются в памяти устройства в папке GPX – Archive. В разделе Формат Координат вы можете выбрать вариант отображения координат объектов на местности: градусы — минуты — секунды, градусы — минуты — доли минут либо градусы — доли градусов. Первый вариант исторически самый старый и чаще всего встречается на картах и в различных источниках. Вы можете выбрать любой, который вам покажется более удобным. В этом же разделе проверьте, что у вас установлен датум WGS84.

Как правило, приборы Garmin поставляются вместе с картой ТопоРф. В целом карта не самая подробная, но для работы годится. Обновить ее можно с помощью программы Garmin Express. В качестве альтернативы на устройство можно установить карты OpenStreetMap – как уже говорилось выше, эти карты гораздо более информативны. Скачать их можно, например, здесь: https://garmin.gis-lab.info/. Можно скачать карту России целиком или по областям. В итоге у вас загрузится файл формата img. Процесс установки карт на навигатор элементарен: подключаете навигатор к компьютеру, он распознает два устройства: собственно, навигатор и его карту памяти. Копируем файл карты на карту памяти — никаких папок создавать не нужно. Далее отключаем устройство от компьютера, перезагружаем его, открываем меню — карты — сведения о карте — там вы увидите загруженную вами карту. Включаете её, а дальше устройство будет отображать ее на экране. Вы можете загружать разные карты и переключаться между ними при необходимости. В интернете есть масса сайтов, где можно скачать карты для навигатора, для лучшей наглядности можно дополнительно скачать изолинии и тени рельефа для карты, но в этом случае, слабые устройства могут медленнее подгружать карту. Варианты карт для Garmin не ограничиваются только сборками OpenStreetMap, при желании вы можете загрузить на устройство те же карты Генштаба СССР.


Карта OpenStreetMap нв экране навигатора.

Аналогично картам в навигатор можно загрузить сторонний трек в формате gpx. Для этого так же подключаем навигатор к компьютеру, но в отличие от карт, треки нужно загружать в само устройство: открываем Garmin, копируем файл трека в папку GPX. Далее отключаем устройство от компьютера, открываем меню, менеджер треков, выбираем загруженный нами трек. По желанию вы можете просто показать его на карте, а можете запустить ведение, тогда устройство поведет вас по этому треку.

Для подключения навигатора к компьютеру нужно установить программу Garmin BaseCamp https://www.garmin.ru/support/basecamp.php – программа бесплатная и не требует регистрации. С ее помощью можно просматривать карту, загруженную на устройство, смотреть и редактировать загруженные треки, прописывать маршрутные точки и сохранять их на устройстве. 


Слева в верхнем блоке отображаются загруженные на навигаторе карты, в нижнем блоке данные пользователя – точки и маршрутные карты. На центральном экране вид карты OSM для Garmin.

Интерфейс программы имеет несколько архаичный вид, но в целом понятен для неискушенного пользователя. 

В целом, наличие в группе навигатора и умение им пользоваться очень сильно повышает безопасность на маршруте. 

Выбирайте сервисы и планируйте маршруты. До встречи в горах!

Читайте также

Материалы и технологии

Советы и инструкции

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы